Экономим по-богатому или знакомство с BMW i3

Если кто-то где-то заспойлерил фильм или целый сезон сериала, то смотреть его будет уже не так интересно. То же самое с тест-драйвом «нестандартных» автомобилей — если заранее посмотреть подробный обзор на YouTube и изучить все характеристики, то wow-эффект будет не таким, каким бы мог быть. Именно поэтому я решил ничего не смотреть и не читать перед знакомством с BMW i3. И не пожалел. А вот вам испорчу всю малину — добро пожаловать под кат.


Считается, что первое впечатление о человеке складывается всего за 10-20 секунд после знакомства, а степень привлекательности и отношение к нему формируется за 2-4 минуты. С автомобилями чуть сложнее — несколько минут можно залипать на один только экстерьер и всё равно в итоге не понять, нравится он или нет. А ведь впечатление создают ещё интерьер и эксплуатация, отношение окружающих и многое другое — даже для первого впечатления 5 минут будет маловато. Мало и проехаться с менеджером вокруг автосалона. У меня же BMW i3 оказался на несколько дней и за это время подарил немало эмоций, которые мне оказалось сложновато описать. В моей голове они рисовались в виде графика, который я почему-то называл синусоидой, хотя к третьему дню она у меня вышла на стабильную прямую 🙂 Без претензий на точные науки, постараюсь объяснить, что это были за колебания — сперва немного эмоций, а потом ТТХ и прочее.

Пользуясь случаем

Откуда берутся тест-драйвовые автомобили для журналистов и блогеров? Капуста и аисты тут ни при чём — в большинстве случаев их предоставляет сам автомобильный бренд, у которого под эти цели есть свой небольшой пресс-парк. Обычно в нём только актуальные для данного региона модели, но зато, как правило, в максимальной комплектации — чтобы произвести наибольшее впечатление на испытателей.

Так получилось, что BMW i3 не было в пресс-парке российского офиса BMW, поэтому автомобиль для теста был предоставлен партнёром компании — каршеринговым сервисом YouDrive, в арсенале которого есть целых семь BMW i3 и о котором я ещё расскажу чуть ниже. А пока — просто благодарность за предоставленную возможность, без которой эта публикация не появилась.

День 1. Первое знакомство

image

Как и полагается синусоиде, она исходит из 0. В моей истории это был вечер рабочего дня, в конце которого вдруг поступило предложение взять i3 на выходные, для чего нужно было просто выбрать на карте приложения YouDrive наиболее удобный вариант и «забронировать» его (чтобы другие пользователи сервиса не могли «угнать» автомобиль). Стоит отметить, что для меня это было первое знакомство с каршеринговыми сервисами — как-то руки не доходили, так как большую часть времени езжу на своём авто, такси или общественном транспорте. BMW i3 в YouDrive доступна начиная с пятого уровня, поэтому чтобы всё получилось, мне был предоставлен тестовый системный аккаунт.
Автомобиль находился не очень далеко от работы и был на 100% заряжен. Подхожу к автомобилю, в приложении жму «Открыть двери» — они открываются не сразу, так как сначала надо пройти формальную процедуру проверки автомобиля. А именно, провести осмотр на предмет физических повреждений — если они есть до открытия дверей, значит они на совести предыдущего водителя; после открытия — на вашей. В случае с i3 вылезает дополнительный попап: «Проверьте наличие зарядного кабеля в багажнике». Открываю багажник, вижу провод и жму «Далее». Водительская дверь открывается — синусоида впечатлений вся в предвкушении, хотя пока ещё не совсем понимает, куда ей двигаться дальше.
Закидывая рюкзак на пассажирское место, я невольно пробежался взглядом по центральной консоли… и в этот момент мне было сложно поверить, что я оказался в автомобиле марки BMW. Кроме логотипа на руле и «шайбы» iDrive ничего не говорило о том, что это серийный автомобиль, а не какой-то концепт-кар, над интерьером которого только начали работать.

Непривычным оказалось вообще всё. Габариты снаружи, кубометр свободного пространства внутри — огромное лобовое стекло, начинающееся чуть ли не в метре от глаз. Двухспицевый руль. Отсутствие циферблатов приборов там, где их ожидаешь увидеть. Отсутствие селектора передач на привычном месте — вместо него пустое пространство. Какое-то невероятное и на первый взгляд нелогичное исполнение «торпеды». Материалы приборной панели, дверей и сидений.

Было темно и не всё можно было разглядеть, но уже тогда уровень эмоций привстал — наконец-то встретилось что-то новое и нестандартное, что можно поизучать, посравнивать итд. Это как переход с iOS 6 на iOS7 — телефон и приложения остались прежними, но вот дизайн поменялся полностью. И нужно время, чтобы понять, нравятся такие изменения или нет.
Настраиваю сиденье (а у i3 есть только механическая регулировка , что также немного удивило на фоне многочисленных электрических регулировок во всём модельном ряду BMW) и зеркала, жму кнопку «START».

Наконец-то загорается приборная панель и можно начать привыкать к разнообразию показаний приборов… которое тут отсутствует. Из доступного — небольшой плоский дисплейчик за рулём, на котором ни тахометров, ни каких-либо намёков на аналоговые стрелки — лишь цифровой спидометр, прогресс-бар заряда автомобиля и прочие «хлебные крошки». 100% заряда, ура, сейчас будет пати! Синусоида готова открывать шампанское.

Селектор работы силового агрегата находится справа за рулём, на рулевой колонке — массивный рычаг, как на КамАЗе )

Нужно время, чтобы привыкнуть к нему (первое время хочется переключать скорости справа от сиденья) и к тому, что у регулятора работы дворников появился сосед.

Переключаюсь в режим R, чтобы развернуться — загорается экран с изображением камеры заднего вида (не такое навороченное, как в новых BMW, но лучше, чем никакого). Останавливаюсь, включаю поворотник, переключаю на Drive иии… испытываю те самые ощущения, которых на автомобилях с ДВС попросту не бывает. Отсутствие шума двигателя и невероятная тяга с первых мгновений нажатия на педаль акселератора… Это как играть в NFS без звука: автомобиль просто рррраз и поехал, в полной тишине. Непривычно, но очень круто. Нет, я ездил на гибридных авто и они тоже были беззвучными, тоже ускорялись, но там всегда было ощущение, что электродвигатель был навязанным бонусом к двигателю ДВС, чтобы было комфортней и экономичней толкаться в пробках. А как только загорался зелёный свет светофора, «главный герой» под капотом нарушал тишину и умножал всю экономию на 0.
В тот вечер был снегопад, поэтому сильно не гнал. Но всё равно ехал чуть быстрее потока, в удобном для себя режиме. На одном из светофоров подключил телефон, включил музычку, посмотрел на запас хода — хм, проехал около 30 км и уже почти доехал до дома, а там вроде и не особо убыло. Возможно даже на все выходные хватит. Синусоида не просто зашкаливает, а прям хлопает в ладоши — не терпится кого-нибудь покатать, чтобы кто-то ещё испытал эти необычные эмоции.
Приехал домой, охранник в гараже не узнаёт по номеру автомобиля и выходит посмотреть, что за зверь. Паркуюсь, собираюсь поставить заряжаться на ночь, достаю провод из багажника… и с удивлением замечаю, что он не для зарядки от 220.

К такому я был не готов — на утро хотелось покататься и пофотографировать автомобиль, а вместо этого пришлось изучать карту зарядных станций (живу в Подмосковье и ближайшая ко мне была примерно в 15 км) и перепланировать следующий день, чтобы как-то заложить в него внеплановую зарядку. И перспектива «потратить полдня на зарядку» не очень воодушевляла.

Пришёл озадаченный домой, читаю официальную документацию — пишут, что провод для зарядки от 220 должен быть в комплекте. Да и 740Le xDrive я до этого заряжал от розетки — неужели BMW решили наплодить кучу переходников, как Apple с миниджеком? С мыслью, что утром всё же обнаружу нужный провод под капотом, лёг спать. В приложении YouDrive накапала пара тысяч, тучи сгустиились. Начало попахивать разочарованием, синусоида поползла вниз.

День 2

На утро первым удивлением стало то, что у автомобиля внутри нет кнопки для открытия капота. По крайней мере на привычных местах я её не нашёл. Беглое изучение инструкции в автомобиле (а у BMW на этот случай есть совершенно шикарная иллюстрированная инструкция прямо на главном экране) сообщило о том, что кнопка должна быть на ключе. Но ключа у меня нет, ведь автомобиль каршеринговый и открывается с телефона. Смекалка подсказала залезть под пластиковую заглушку в районе педального узла, под которой ожидаемо оказался нужный мне тросик — дёрнул за него и сим-сим открылся. Но искомых сокровищ под капотом не оказалось — вместо провода там была то ли аптечка, то ли ремкомплект для колеса, аварийный знак и бутылка омывайки.

Примерно так я себе всё и представлял
Понимаю, что тест-драйв опасносте. Нет, покататься-то я успею, но хотелось бы и фоток красивых наделать. А для этого сначала надо помыть машину, иначе нет смысла даже снимать крышечку с объектива. Зима, темнеет рано — зарядиться бы не успел, поэтому принял решение пофоткать разряженный i3 у себя в городе, а в понедельник поехать в Москву на эвакуаторе. С горя залил всю омывайку, чтобы бутылка не каталась под капотом.




Попутно решил позвонить в YouDrive — там сообщили, что «да, проводок на 220 идёт в комплекте, но его убирают из автомобиля, так как каршеринговые BMW i3 в Москве могут ездить только в пределах зелёной зоны (которая не доходит даже до МКАДа) и там свободных розеток 220 на улице не так-то много». Так что мой недокументированный выезд из зелёной зоны стал своего рода ловушкой для меня. Однако стоит отдать должное — через несколько часов в моё дремучее подмосковье приехал сотрудник YouDrive и положил проводок на 220 в багажник. Он прям так и сказал по телефону: «Алексей, я вам привёз провод и положил его в багажник». Тут синусоида немного содрогнулась — не очень комфортно от мысли, что кто-то может приехать и получить доступ к автомобилю, который вроде как пока «мой». Но потом вспомнил, что приезжал не курьер, а именно сотрудник компании с админскими правами, которыми вряд ли кто-то злоупотребляет. Более того, позже мне сказали, что такой сервисный доступ используется сотрудниками для того, чтобы поставить автомобиль на ближайшую зарядку, если вдруг водитель бросил его в разряженном состоянии — обычно это делают ночью, чтобы к утру все i3 в городе были заряжены. Вот бы мне так кто-то ночью смартфон ставил на зарядку.

Синусоида снова пошла вверх — на остатки заряда покатал друзей, в поисках красивых кадров даже успел застрять на границе нарушения, еле выдернули.


Вечером ставлю телефон автомобиль на зарядку, запоминаю показания счётчиков, чтобы утром…

День 3

В общем, утром синусоида пробила дно: я с удивлением обнаружил, что показания счётчика почти не изменилось, а ещё через секунду я понял, что у меня в гараже стоит почти полностью разряженный автомобиль, у которого заряда хватит как раз вскарабкаться на эвакуатор. Оказывается, я забыл нажать кнопку (в 740Le такого не было) на зарядном адаптере — инструкции ж надо читать только когда что-то сломалось, а пока ещё ничего не cломалось. Ну или не работает адаптер/провод/розетка, но это не точно. Пронеслась мысль: «сэкономил на бензине для себя — потратился на бензин для эвакуатора».

Вместо звонка эвакуаторщику решил снова позвонить в YouDrive и не зря — там мне посоветовали залить бензин в автомобиль и не мучаться. WAAAT? Какой ещё бензин?! Оказывается бензиииин, обычный, 95-ый ) Так я узнал, что у моего i3 есть ещё и бензиновый двигатель, про который изначально я был не в курсе (это в пресс-парке обычно всё рассказывают-показывают, а тут я просто в темноте сел в незнакомую машину и поехал). Это я как раз к отсылке про спойлеры в самом начале.

Интересный факт: свой первый полностью электрический автомобиль компания BMW выпустила в 1972 году — когда Элон Маск ещё только-только родился. В честь олимпийских игр в Мюнхене компания выпустила два экземпляра BMW 1602-e, которые предназначались для перевозки членов оргкомитета игр; также автомобили были оборудованы камерами для съёмки забегов спортсменов на длинных дистанциях. Сейчас один из автомобилей находится в музее, судьба второго неизвестна.

Технические характеристики BMW 1602-e:
⬝ Мощность электромотора — 32 кВт (43 л.с.)
⬝ Ёмкость аккумуляторов — 12 кВт*ч
⬝ Разгон до 50 км/ч — 8 с
⬝ Максимальная скорость — 100 км/ч
⬝ Запас хода — 30-60 км
Электромотор (Bosch) питался от двенадцати обычных (12 В) свинцово-кислотных аккумуляторов (Varta) весом в 350 кг (примерно треть всей массы автомобиля). Конструкция подразумевала быструю замену разряженных батарей на комплект заряженных.

[cherry_accordion]
[cherry_spoiler title=»Ещё 9 фотографий автомобиля и одно видео»]








Уже тогда был обогрев стёкл (в том числе водительского)


Интерьер 🙂
Рекламный буклет к Олимпийским играм
https://www.youtube.com/watch?v=hbxI4rMY_wM
[/cherry_spoiler]
[/cherry_accordion]

Тихой сапой доехал до заправки, говорю «мне полный бак», заправщик с интересом изучает мой космолёт. Не успеваю зайти в магазин на заправке, как кассир говорит «пятая колонка — заправилась». Понимаю, что это по мою душу — прикладываю к терминалу телефон, снимается, кхе-кхе, 350 рублей. Выхожу, заправщик улыбается — да-да, видимо он тоже не ожидал такой прожорливости. Стало понятно, почему заправочный пистолет называется пистолетом — потому что при заправке на такие суммы он реально успевает только «бахнуть» )
А на приборной панели тем временем к запасу хода добавилось ~150 км. И тут синусоида прям зааплодировала стоя, попёрла вверх, на ней прям цветы почти начали распускаться. А всё потому, что мозг сложил 150 км (на бензине) и ~150 км (от аккумулятора) и получилось 300+ км — максимальный запас хода, который можно получить, потратив всего 350 рублей. Для понимания, такой же запас хода на моём двухлитровом цивике, но там полный бак обходится в 2000 рублей.
Я поехал в диаметрально противоположный подмосковный город, в Зеленоград — на бензине туда-обратно, не испытывая какого-либо дискомфорта. Динамика неплохая, разве что автомобиль стал слегка «шумным» — за счёт работы бензинового двигателя в багажнике, звук которого больше напоминал приглушённый звук компрессора от краскопульта.
Вечером я поставил автомобиль на зарядку и проверил, чтобы он заряжался.


Два люка — не глюки )
На утро счётчик намотал +30 кВт (в ночном тарифе это 1.26 ₽/кВт•ч, в дневном ~4 ₽), то есть полный заряд стоит 38 ₽ в ночное время и где-то 120 — днём (это если заряжаться от своей розетки). Более того — зарядные станции МОЭСК и Мосэнерго полностью бесплатные (хотя халява рано или поздно закончится). На частных заправках (типа EMI) стоимость около 10 ₽ за кВт•ч — это дороже, чем дома, но и заряжается автомобиль 4-5 часов вместо 10 (от 220 В). А на Садовнической улице в центре есть заправка (50 кВт), которая и вовсе заряжает автомобиль примерно за час . Час зарядки и запас хода в 300+ км — это ли не чудо? )

Время зарядки

image

Автомобили с опциями «Быстрая зарядка постоянным током» (4U7) и «Быстрая зарядка переменным током» (4U6) поддерживают различные возможности для зарядки.
Самый простой, но долгий способ — от бытовой розетки через стандартный кабель из базовой комплектации, время зарядки будет около 10 часов.
Можно использовать оригинальное зарядное устройство — BMW Wallbox Pure (мощность — 3,7 кВт, 1 фаза, 230 В, 16 А), с которым время зарядки с 0% до 80% составит 7,5 часов. Либо BMW Wallbox Pro (7,4 кВт, 1 фаза, 230 В, 32 А) — с ним зарядка пройдёт за 3,5 часа. При быстрой зарядке переменным током до 11 кВт, время зарядки до 80% составит менее 4 часов.

Ещё есть BMW i Wallbox — самая новая зарядная станция с кучей дополнительных фишек, включая встроенный Wi-Fi и управление со смартфона, ведение журнала, возможность подключения солнечных панелей, организации доступа через RFID-карты и т.д.

Самый быстрый способ зарядки — постоянным током (Mode 4, максимальная мощность до 100 кВт, однако, практически используются зарядки с мощностью до 50 кВт; с 0% до 80% — менее 40 минут). Они бывают двух тимов: CHAdeMO и CSS, в BMW i3 используется CCS.

Начал считать. Если в год я проезжаю в среднем 20000 км, а запаса хода моего автомобиля составляет в среднем 350 км, то за год я заправляюсь примерно 57 раз, каждый раз на 2000 ₽ — итого 114000 ₽ в год уходит только на бензин. Если бы у меня был i3 и я ездил только на электричестве, заряжаясь по ночам в гараже, то тот же самый пробег мне обошёлся бы в: 20000 / 150 (примерный реальный запас хода у меня) = 133 зарядки. 133 зарядки * 38 ₽ = 5054 ₽. Так, всё, убираю калькулятор, чтобы не расстраиваться.

Всего за пару дней у меня появилось понимание аппетитов BMW i3 и они меня приятно удивили. Синусоида вопреки всем правилам поведения приличной синусоиды вылезла чуть выше единицы и выпрямилась параллельно оси X. Я кайфанул от i3 и даже немного расстроился, что у BMW нет программы замены битых цивиков на i3 🙂
На следующее утро я беззвучно поехал на работу — в трёх минутах ходьбы от нашего офиса находится здание МОЭСК с бесплатной «заправкой», где я и закончил аренду автомобиля.

Без эмоций

Выше я поделился эмоциями, которые испытывал в течение нескольких дней теста и надеюсь, что мой настрой вам передался. Но допускаю, что не всем это было интересно и хотелось бы почитать что-то помимо эмоций.
Итак, сначала давайте попробуем разобраться, почему вообще появился i3 — автомобиль, весь такой нехарактерный для BMW. У меня нет однозначного ответа на этот вопрос, но одна из причин точно заключается в жёстких хотелках Европейских Комиссий к экологии. Согласно им, совокупные выбросы в модельном ряду производителя автомобилей не должны превышать определённого значения (которое со временем должно становиться всё ниже и ниже). Именно этим объясняется то, что гибриды и электрокары стали появляться у всех как грибы после дождя.
Подобная история есть в портфолио многих брендов, но во многих случаях это выглядит лишь как формальное заигрывание с «зелёными», в то время как у компании BMW давно была глобальная идея сделать максимально экологичный и экономичный автомобиль. И, похоже, одним из первых результатов инженерных трудов как раз стал BMW i3 — спроектированный с нуля, в какой-то мере инновационный электромобиль.

Если уж начали за экологию, то просто несколько сухих фактов:
— BMW i3 можно на 95% переработать для вторичного использования;
— Автомобиль на 50% состоит из переработанного сырья, включая вторичный алюминий и пластик;
— Производство BMW i3 в Лейпциге на 100% осуществляется с помощью возобновляемой энергии (энергия ветра);
— По сравнению с другими моделями BMW, для производства i3 нужно на 50% меньше энергии и на 70% меньше воды (в том числе за счёт того, что практически не требуется покраска стальных и алюминиевых панелей);
— Карбоновые волокна на 100% произведены за счёт гидроэнергии;
— Приборная панель и двери сделаны из прессованных волокон кенафа (травянистое растение), деревянная вставка приборной панели — эвкалипт без какой-либо химической обработки, а ткань сидений — на 40% состоит из шерсти;
— Все изображения для публикации изначально занимали 45 Мб, но в процессе работы с сохранением размеров удалось уложиться в 8,5 Мб 🙂
Вышло похоже на текст из рекламной брошюры, но сможете ли вы сходу назвать другие автомобили с подобными подходом и материалами? Едва ли. Вряд ли ещё какой-то автомобиль относится к окружающей среде с таким же уважением.
BMW i3 имеет модульную рамную конструкцию из алюминия, в основании которой расположен аккумуляторный отсек. Сверху крепится карбоновый кузов — сверхлёгкий (поднять его можно вдвоём), прочный (даже в сравнении со сталью) и коррозионностойкий.


Не могу поделиться информацией о том, как автомобиль ведёт себя в морозы — не удалось застать ощутимых минусовых температур, поэтому каких-либо нареканий не было. Зато есть большой плюс, который заключается в том, что климатическая система также запитана от аккумулятора и начинает греть сразу, как только её включаешь — не надо ждать, пока автомобиль прогреется.

Забавно, что шаг регулировки температуры сделали в 1 градус, а не привычные 0.5
Кстати, что касается низких температур — прошлой зимой у меня был на тесте BMW 740Le x Drive (ДВС + электродвигатель), на котором я поехал в Тверь на новогодние праздники. Две ночи автомобиль стоял при температуре -35° — я переживал, что попросту не заведу его, но нет, никаких проблем — как от аккумулятора, так и от бензинового двигателя. А вот планшет на Android, встроенный в консоль между задними сиденьями, слал SOS-сигналы о том, что ему холодно и включится он только в тепле.


А ещё всем официальным владельцам BMW i3 предоставляется услуга помощи в дороге — часть системы Connected Drive, о которой поговорим в следующей публикации.

Под капотом

Под капотом находится небольшой отсек для хранения вещей — всё самое интересное находится сзади.
BMW i3 выпускается в двух модификациях — продаваемая в России i3, а также i3S, которой легендарных ям увидеть пока не суждено. Опыт подсказывает, что буква «S» в названии намекает на некую «заряженность» (в контексте автомобилей это звучит немного двояко) и спортивный характер автомобиля (например, как у родственных мини-куперов), но нет — в данном случае модификации имеют одинаковое «железо» электромотора, практически идентичную начинку и совсем немного различий. Мощность штатного синхронного электродвигателя составляет 170 л.с. (250 Н•м), время разгона до сотни — 7.3 с. Мощность i3S-версии чуть выше — 184 л.с. (270 Н•м) и 6.9 с до сотни. Когда я был маленьким, мы прислонялись на улице к водительскому стеклу автомобилей и смотрели на спидометр — крутость тачки определялась максимальным значением. С BMW i3 так не получилось бы из-за отсутствия аналогового спидометра, однако, максимальная скорость на электротяге ограничена планкой в 150 км/ч, до которой автомобиль разгоняется очень шустро. Ну а что, тише едешь — дольше будешь.

В обоих случаях под полом салона установлена тяговая 360-вольтовая батарея весом в 230 кг, состоящая из восьми модулей (по 12 элементов SB LiMotive в каждом). Номинальная ёмкость составляет 94 А•ч, или 33 кВт•ч (эффективность — 11,3 кВт•ч на 100 км). В 2018 году должен появиться аккумулятор на 120 А•ч.
При этом обе модификации могут быть в REx-исполнении, то есть со встроенным (поперечным) бензиновым двигателем, который при подключении генерирует энергию и поддерживает уровень заряда батареи — отсюда и название, Range Extender. REx включается автоматически при разряде батареи до 6,5%, после чего он поддерживает этот уровень заряда (но не заряжает). Опционально его можно подключить вручную, если уровень заряда опустился ниже 75%.

«Павербанк» двухцилиндровый, объёмом 647 см³ и мощностью 38 л.с. (момент 56 Н•м), без привода к колёсам. В комплекте к такому игрушечному моторчику идёт не менее игрушечный бензобак объёмом 9 литров. Однако именно эта опция может сделать i3 пригодным для длительных поездок по нашим бескрайним просторам, добавляя ~150 км к запасу хода. Отсюда и разница в запасе хода: у обычного BMW i3 она составляет в среднем 150-200 км, у BMW i3/i3S REx — около 330. А если ехать на круиз-контроле, то в обоих случаях можно выжать ещё больше. Примечательно, что даже при езде на бензине автомобиль показывает запас хода в километрах, а не расход в литрах.

Рекуперация в BMW i3

Многие читатели слышали это слово, но многие мои друзья — нет. Поэтому они удивлялись, когда впервые сталкивались с этим явлением.
Как гласит Википедия, рекупера́ция (от лат. recuperatio — «обратное получение») — возвращение части материалов или энергии для повторного использования в том же технологическом процессе.
Рекуперативное торможение (возврат энергии обратно в батарею) в BMW i3 настроено довольно специфично — автомобиль тормозит всегда, когда вы не жмёте педаль акселератора. Видимо, считается, что если вы убрали ногу с педали газа, то собрались тормозить, а раз собрались тормозить — давайте выжимать из этого процесса максимум пользы. Поэтому в BMW i3 не существует «наката» — его можно «имитировать» лёгким поддавливанием педальки, но стоит её отпустить, как сразу загораются стоп-сигналы: замедление может достигать 1,5 м/с². Педаль тормоза есть, но если привыкнуть к рекуперативному торможению, то ей можно практически не пользоваться — так и тормозные колодки прослужат дольше (один комплект может прокататься 60-100 тысяч), и батарея будет заряжаться больше.

Вообще, BMW i3 очень напоминает смартфон ) Тут и «весёлые сменные цветные панельки», и «чехол со встроенным аккумулятором» в лице REx-модуля, но даже с ним иногда надо вставать на зарядку. Однако есть и «программные» сходства: например, смартфон проработает дольше в энергосберегающем режиме, но стоит включить фонарик или запустить ресурсоёмкую игрушку, как тут же заряд аккумулятора начнёт таять на глазах. Примерно так и в BMW i3 — можно долго ездить на круиз-контроле в режиме ECO PRO, но если втопить «на все деньги», то запас хода начнёт резко уменьшаться. Прогресс-бар на приборной панели довольно динамичный и сразу показывает, какой «потребитель» сколько кушает: включение кондея или подогрева сокращает дальность поездки где-то на 15 км, открытие окон или включение радио — на пару километров. Нет, подключение смартфона по проводу ничего не меняет ) При этом дисплей показывает самый пессимистичный расклад — может оказаться так, что вы проедете 10 км, а запас хода не изменится.

Что удивило

Простор внутри. Есть мнение, что этот автомобиль изначально задумывался для двух человек, которые могли бы иногда складывать задние сиденья и перевозить вейкборды, стиральные машинки и прочий крупногабарит )

Но на деле получилось, что на задних сиденьях этого компакт-класса полноценно умещаются ещё два взрослых человека. Правда, автомобиль уже не перекраивался под них — у них не будет ни стеклоподъёмников, ни отдельного климата (он и спереди-то однозонный), ни прочих бонусов.

Как бы там ни было, места много: лобовое стекло находится довольно далеко и оно ощущается очень большим, прямо на «торпеде» есть большая ниша под всякое барахлишко, потолок высоко, место в ногах есть как спереди, так и сзади. Очень светло и просторно, посадка высокая. А если бы был люк (такая опция есть), то вообще было бы как в аквариуме.
Экономичность. Когда я увидел в ТТХ запас хода электродвигателя в 200км, я расстроился — мой опыт подсказал, что это не 200, а где-то 140-150 (в реальных условиях и с моей манерой езды), то есть вроде как даже несерьёзно. Однако вряд ли бы такая компаниям как BMW стала выпускать что-то ненужное, ведь там же тоже не дураки работают ) Исследования компании показали, что основная масса людей проезжает в день в среднем 50 км (на работу и обратно), часто меньше — то есть запаса хода в 150-200 км хватит на несколько дней. Во-вторых оказалось, что в версии с бензиновым двигателем запас хода вдвое больше, а это уже меняет дело. Посчитайте сами, в чём хотите — в рублях, в литрах, в киловаттах — везде стоимость километра езды получается в разы дешевле, чем с ДВС. Стоимость сервисных работ также вряд ли будет большой: колодки менять надо очень редко (за счёт рекуперации), коробки нет, масло подливать особо некуда, мойки и шиномонтаж по самому скромному прайсу и тд. Для европейцев — то, что доктор прописал.
Манёвренность. Несмотря на задний привод, автомобиль на удивление оказался довольно предсказуемым в плане управления. Нет ощущения, что автомобиль опрокинется на дуге поворота — центр тяжести находится в самом внизу, что уменьшает количество кренов и позволяет комфортно чувствовать себя при различных манёврах. Малый радиус разворота, возможность припарковаться даже в маленьких пробелах — то, чем не могут похвастаться пятиметровые автомобили. Масса составляет 1440 кг, ветром не сдувает.

Динамика. Помните загадку из детства, «что тяжелее — килограмм железа или килограмм пуха?» с разочаровывающим ответом «и там и там килограмм»? Несмотря на то, что в технических характеристиках BMW i3 довольно стандартные цифры в плане разгона, 7 секунд до сотни в нём ощущаются гораздо более драйвовыми, чем 7 секунд на других авто, хотя и там и там 7 секунд. Всё дело в электродвигателе, который «тащит» сразу на всю катушку, в отличие от ДВС с его переключением скоростей и прочими турбоямами. Большинство автомобилей имеют ограничение скорости — обычные автомобили очень неохотно подкрадываются к этому пределу, в то время как BMW i3 легко набирает скорость всё по тем же причинам. И да, этот автомобиль резвее 90% автомобилей со старта на светофоре.
Экологичность. Может быть я эгоист и, живя в России, не считаю это преимущество ключевым для автомобиля, но если говорить про то, что удивило, то эко-подход в i3 меня удивил.
Двери. Давненько меня двери не удивляли ) В BMW i3 они открываются как у кареты, нараспашку — за счёт заднепетельных задних дверей. При этом средней стойки нет — её образует стык дверей, причём, не в ущерб безопасности (судя по краш-тестам). Это необычно и опять же добавляет простора (когда двери открыты), правда, не очень удобно — задние двери можно открыть только после открытия передних.


Я пытался найти минусы у данного автомобиля и это было жоско непросто. Единственное, с чем не поспоришь, это цена — в России она составляет 4.360.000 ₽, что в моём понимании дороговато для ситикара, даже если он с крошечным бензиновым двигателем на борту. За эти деньги 9 из 10 опрошенных друзей предпочли бы взять тот же BMW X5 или какой-нибудь седан. Десятым оказался мой брат, который не меряет автомобиль количеством лошадиных сил, объёмом двигателя и размером дисков — ему i3 очень понравился.

В Европе побольше зарядок и много i3, в том числе каршеринговых
Понимают это и другие покупатели, поэтому продажи BMW i3 в России очень скромные. Я могу озвучить их ребусом: когда вы едете на каршеринговом i3, вы управляете 10% всех i3 в России, проданных за 2017 год ) При том, что 70% принадлежат как раз YouDrive. Вот так и получается: в Европе это отличный семейный ситикар (недавно я был в их краях и лично убедился в этом), а у нас он идеально подходит разве что для каршеринга (и вот тут ему по большому счёту просто нет равных).
Изначально я хотел вписать в минусы запас хода, но даже двухдневный опыт владения этим автомобилем поменял моё отношение к этому вопросу. Я посчитал на своём примере и пришёл к выводу, что в течение недели мне вполне хватало бы запаса в 150-200 км, а запаса в 350-400 км мне было бы даже с избытком. Но кому-то и этого мало — диванным дальнобойщикам, которых хлебом не корми, а дай куда-то уехать на 400+ км ) Но как уже выяснилось, проблема вполне решается за счёт бензинового двигателя, с которым можно доехать хоть куда. Если бы мне YouDrive предложили сейчас поехать на i3 куда-нибудь в Питер или Самару, то уже на следующий день я был бы в Питере. Ну или в Самаре соответственно ) Кстати, в некоторых странах (например, в Германии) компания BMW и вовсе готова владельцам i3 бесплатно давать подменный автомобиль, на случай если им нужно съездить в дальнюю поездку.
Ну и последнее, дизайн. Рассуждения о дизайне всегда субъективны, но в целом никто не спорит с утверждением, что внешний вид BMW i3 получился несколько спорным, причём сразу со всех сторон.

— У чувака кровь пошла из носа и он хочет за это тридцатку? Я щас куплю красок на полтинник и наслежу на полную катушку, ещё синий добавлю бесплатно.
Но именно этой своей необычностью данный автомобиль и притягивает к себе внимание, в чём легко убедиться просто сев за руль. На каждом светофоре придётся наблюдать взгляды людей, будь то другие водители или пешеходы. Соседка сказала: «настолько страшненькая, что аж нравится!» 🙂
Впервые BMW i3 я увидел в 2012 году на Московском автосалоне — тогда она была концептом со стеклянными дверками. Как видно, серийная модель не сильно отличается от концепта, что случается довольно редко.

Лично я не могу назвать дизайн плохим — он интересный и необычный, а из-за редких встреч на дорогах просто кажется «инородным», по крайней мере в модельном ряду BMW. Как фанат марки я воспринимаю данный авто скорее как эксперимент, в котором компания постаралась сделать необычным всё — дизайн, интерьер, управление, характеристики и всё остальное. Потому что цена ошибки внедрения подобных экспериментов на тот же X5 могла бы быть слишком высокой. И вот с этого ракурса эксперимент с BMW i3 мне кажется весьма удачным.

Сколько стоит покататься на BMW i3?

В первый же день теста меня остановил инспектор и у нас получился смешной разговор. Он посмотрел документы, сверил данные в моём ВУ с данными в приложении каршеринга. Вместо ФИО в приложении было написано «Тест-драйв» — пришлось объяснять, что это не угон, а тест-драйв. Начал расспрашивать для какого издания пишу, про автомобиль и в конце спросил, «сколько стоит покататься». Ответил, что он уже меня отвлёк рублей на 50 🙂

BMW i3 является самым дорогим в YouDrive и стоимость его аренды составляет 17 рублей за минуту (но не более 12000 в сутки). Дорого это или нет? Это в среднем вдвое дороже минуты аренды других машинок, а если сравнивать поминутную тарификацию с такси, то примерно во столько же обходятся автомобили класса «комфорт».
Трёхкратное «Спасибо» компании YouDrive: за предоставленный автомобиль, за привезённый зарядник и за погружение в каршеринг-тему — увидел в ней весомые плюсы и буду иногда пользоваться. Отдельное спасибо, что не списали накопленные за время теста бонусные баллы, благодаря которым BMW i3 стала доступна в любое время — обязательно ещё повторю. Просто хотя бы для того, чтобы покатать друзей и рассказать, что это за зверь 🙂

Итого

Загибайте пальцы: маленькая, тихая, быстрая, маневренная, технологичная, безопасная, необычная, экономичная, экологичная, «породистая». На этом мои пальцы закончились, хотя какие-то эпитеты ещё можно было бы подобрать. Но вместо этого просто запомню данный автомобиль как идеальный ситикар, на котором в некоторых странах люди уже вовсю гоняют.
В виде «вишенки на торте» предлагаю вашему вниманию 1.5-часовой видеоролик, в котором показаны все этапы создания BMW i3 на фабрике в Лейпциге. Перейдите по ссылке и посмотрите хотя бы на 2x-скорости или просто добавьте в избранное, чтобы посмотреть на досуге. В комментариях пишут «A fine piece of german engineering», но по-моему это прям отличное гик-порно:


Stay electric!

Добавить комментарий